Интервью

Ольга Курганская

Продюсер и методолог инфопроектов. Сооснователь проекта Soulmarketing и онлайн-школы Текстомания. Экс-операционный директор Websarafan. Знает как превратить ХЗ в ТЗ и достигать целей, не теряя здоровый цвет лица.
Ольга Курганская — тот человек, который умеет подняться над проектом, увидеть его слабые места и зоны роста. Системная, организованная, четкая, она помогает не бросаться в омут проблемы с головой, а оценить риски и выбрать оптимальный путь разрешения ситуации.

Поговорили о том, как предпринимателю не разрываться на тысячу маленьких частей в погоне за успехом бизнеса, можно ли руководить командой, если для этого нет нужных качеств, и сколько часов в день можно работать продуктивно.
— Оля, привет, у тебя в Фейсбуке написано, что ты project-manager для онлайн-проектов. Расскажи подробней, чем ты занимаешься, сколько проектов ведешь одновременно и какие задачи вообще решаешь?
— Я делаю монетизацию проектов. То есть быть экспертом — это одна задача, монетизировать свою экспертизу — другая задача. У меня это неплохо получается.

При этом я веду максимум один проект. Я пыталась делать иначе. Но, как показывает практика, разделяя себя на два проекта, ты свою энергию тоже разделяешь на два проекта. И в каждом ты получаешь ровно половину от того, что мог бы.

Поэтому я эту ошибку не повторяю. Если приходят какие-то параллельные запросы, могу провести консультацию, дать совет, но полноценно, по уши в один момент времени я только в одном проекте.

— А почему тебя называют феей с дробовиком?
— Феей с дробовиком меня прозвал мой хороший друг в эпоху «Вебсарафана». Там была метафора, в которой Таечка — как феечка в компьютерной игре: летит куда-то в светлое будущее, а вокруг монстры, которые норовят ее сожрать. А я иду за спиной и с каменным выражением лица всех из дробовика отстреливаю, чтобы феечке ничто не мешало лететь в светлое будущее.

Это хоть и смешное, но очень точное описание моей роли. В любой идее я сначала вижу риски, в любом проекте я сначала вижу слабые места. Возможно, это не самая вдохновляющая позиция, зато она позволяет решать задачи так, чтобы не возникало проблем и головной боли.
— После «Вебсарафана» вы с Мариной Васильевой сделали Soulmarketing. Расскажи, какие задачи у этого проекта и к каким целям вы идете?
— Знаете, я вообще не верю в эту историю: сядьте, напишите миссию, поставьте цели, нарисуйте на карте цветными карандашиками, какую долю рынка вы захватите, и все такие штуки.

Как я сейчас вижу, предпринимательство — это всё-таки образ жизни, стиль жизни и то, что нравится делать. Нам сейчас в кайф делать этот проект, в кайф вести курс «Укротители текстов», в кайф издавать продукты, связанные с писательством. Причем не просто с творческим писательством а-ля «я пишу, потому что муза шепчет мне в ушки», а писательством практичным. Каким способом привлечь своих людей, как рассказать о себе и своем деле, как писать рекламные тексты, как соединить прагматику и художественную жилку — вот об этом сейчас наш проект.

При этом мы без конца тестируем новые гипотезы и в какой-то момент можем обнаружить себя в неожиданной точке.

Я не ответила на этот вопрос, но, надеюсь, ответила, почему я не могу на него ответить.
— Ты называешь себя системной, целеустремленной, результативной и даже жесткой. Скажи, откуда такие черты? Ты с детства такая или просто жизненный опыт способствовал прокачиванию этих скилов?
— Сейчас во мне просыпается психолог (благо диплом где-то лежит). Мне кажется, есть определенная предрасположенность. У меня она точно была. А жизненный опыт это всё просто оттачивал.

Для меня это интересная игра — достичь цели с минимальными затратами и потерями. Я ко всему подхожу как к проекту: увидеть всё сверху, понять, как двигаться, а потом просто планомерно перемещаться к цели, видя результаты каждого шага, держа в голове ключевой фокус. По-моему, это безумно интересно!

Говорят, что женщины — это существа процесса. Я в этом смысле сильно не женственная.

А жесткость — я не люблю зря тратить время. Из меня жесткость вылезает, когда хочется быстро решить вопрос.
— Расскажи про моменты, когда становилось страшно и ты думала, что не справишься, не вытянешь. Наверняка же такие были? Как справлялась?
— Это так же, как с провалами. Не может быть, чтобы человек что-то делал в своей жизни и у него не было никаких провалов, не было неудач, не было страшно. Сколько я себя помню, мне всё время страшно.

Мне было страшно поступать в вуз: я приехала из провинциального городка в Питер. В этот университет на набережной. Меня спасло только то, что я не знала, что в Питере есть еще какие-то вузы. Мне казалось, что в Питере есть один такой вуз, и мне в него надо как-то поступить. При этом все вокруг такие умные, реально было очень страшно.

Было страшно на саммитах: когда спикер отменяется, сетка лежит.

Было страшно с Мариной, когда Марина сказала: «Я хочу свой проект!» — «Да, Марин, хорошо, давай делать свой проект!». А у самой в голове нездоровый принцип: если что-то обещаешь, умри, но сделай. При этом я знаю: моя стратегия — отключить эмоции и просто действовать. Дорогу осилит идущий, чего паниковать? Люблю выражение «генералы не бегают». В мирное время бегущий генерал вызывает смех, а в военное — панику.

Когда кажется, что сейчас всё рухнет, у нас есть два варианта: либо мы посвящаем себя переживанию этой паники, либо мы делаем всё, что можно в этой ситуации. Потом меня накрывает, трясет, приходит понимание, как мы были близки к провалу. Но в самой ситуации включается режим робота и как-то вытаскиваем.
— Твоя первая мысль, когда тебе говорят: «Оля, у нас вот такая засадная задача, давай ее как-нибудь решим?»
— Первая мысль у меня: «Блин! Если такая задача появилась, значит, кто-то до этого какие-то риски не просчитал». Потом начинаем делать. Я не суперумная, я не всегда знаю, как решить ту или иную задачу. Но всегда есть возможность сделать какой-то первый шаг, а потом следующий. Всегда удается методом перебора либо решить задачу, либо приблизиться к решению.
— А для тебя существуют задачи, которые нельзя решить?
— Да, наверное. Я бы выделила задачи, которые не имеет смысла решать. Когда я вижу такую, для которой нужно убиться, а результат будет несущественным, у меня включается природная лень, предохранитель, который говорит: давайте не будем тратить на это время и силы.
— У многих начинающих предпринимателей распространенный баг в системе: они хватаются сразу за всё и разрываются на тысячу частей из-за того, что не успевают сделать задуманное. Какие пару советов ты бы дала таким людям от лица суперсистемного человека?
— Я бы посоветовала перестать разрываться. Но это будет звучать как «мышки, станьте ежиками». Я буду об этом говорить на конференции, о том, что точно работает: делать маленькие шажочки каждый день.

У начинающих предпринимателей популярный баг — попытка охватить сразу всё. Мне нужно и в Инстаграм, и в Фейсбук, и в «Одноклассники», и видео, и аудио, и фото, а еще я посмотрел важный семинар и нужно сделать, как говорят на этом семинаре. А еще я прочитал умную книжку и надо как в этой книжке сделать... Мой совет: выберите один канал и идите к нему, выберите одну целевую аудиторию и научитесь работать с ней. Все остальные аудитории не разбегутся. Хотя бы потому, что они не сидят и не ждут, пока вы на них обратите свой пламенный взор.

Возьмите маленькую грядочку и вскопайте ее. Представьте, что вам выдали поле в 5 гектаров, а у вас только тяпка с собой — ни трактора, ничего такого. Не надо пытаться протяпать всё это поле. Возьмите грядочку и на ней вырастите урожай. На этом урожае вы поймете, как действовать, получите ценный опыт и завтра вы уже сможете сделать 10 грядок. И так далее.
Если вы завтра будете нанимать команду, то, прожив каждый этап, поймете, что это за работа, зачем она нужна, кто для нее нужен, какие задачи должны решаться, как должен выглядеть результат.

Основной совет: начните делать маленький кусочек. Часто начинают со списка задач из 50 пунктов, они не выполняются, и от этого становится плохо, сплошная демотивация. Это нормально, психика так работает. Если вы сегодня поставите одну задачу, и завтра одну, и послезавтра одну, вы удивитесь тому, сколько можно сделать за месяц.

У вас впереди вся жизнь. Я уже говорила, что предпринимательство — это лайфстайл. И в моем выступлении на конференции это будет. Не пытайтесь прожить ее всю сразу. Всему нужно время и вашему проекту тоже. Дайте ему это время: и вы будете счастливее, и вашему проекту будет лучше. Я вижу это по своему опыту.
— Для многих с командой всё еще сложнее становится. Как ты считаешь, можно ли научиться руководить, если по натуре ты хороший исполнитель, а руководство — вообще не твой конёк?
— Научиться можно всему, но не всегда это имеет смысл. Если ты не руководитель по природе своей, то тебе придется тратить в 2–3 раза больше сил, чем будет тратить человек, которому это свойственно.

Человек с художественным талантом нарисует яблоко левой пяткой, а другой будет 5 часов по всем канонам вырисовывать тени, создавать объемы. Я за то, чтобы беречь свой ресурс и прокачивать свои сильные стороны. Если очень надо, то, конечно, научитесь. Но если надо не очень, то, может быть, проще заплатить деньги тому, для кого это нормально, а самому прокачивать свои силы в том, в чём вы круты.
— Как ты ведешь дела и проекты: куда записываешь задачи, где проставляешь дедлайны, куда заглядываешь, чтобы свериться с расписанием. В общем, сдай нам рабочие инструменты, которые тебе помогают.
— Всё просто. С одной стороны, у меня мозг так устроен: я вижу 3D-картинку и верчу её как хочу. Я на уровне ощущений знаю, что где-то дедлайн, где-то что-то провисает. А так — «Трелло». Это очень удобный инструмент, он позволяет видеть, где что подходит к дедлайну в реальности. Очень удобная штука.
— В умных книжках часто пишут, что можно организовать работу так, чтобы работать всего 2–3 часа в день. Ты веришь в такой подход? И почему.
— Я в такой подход верю с поправкой, что 4–5 — это минимум. Это должны быть 4–5 часов очень честной работы, полностью посвященной решению задач.

Более того, я считаю, что 4–5 — это и максимум. Я не верю в 12-часовые рабочие дни. Потому что, если в долгосрочной перспективе провести замер рабочего времени — сколько на что уходит, будет видно, что продуктивность дай бог 50 %.

Мозг так устроен: решать тяжелые мыслительные задачи он не способен долго, с этим надо смириться. Опять же, если мы говорим о творческих предпринимателях, друзья мои, тут тем более: не можете вы креативить 12 часов подряд! Креатив — это тяжелый труд. 2–3 часа в день — более чем достаточно.
— А как выглядит твоя рабочая неделя? Сколько часов ты проводишь у компьютера, например? Сколько из них работа, а сколько — отдых, общение, учеба?
— Я стараюсь у компьютера время не проводить. У меня сейчас пара часов у компьютера. То, чего требует решение моих задач, — это больше общение с Мариной (максимум это может быть телефон) и общение с командой. А так: отдых, общение, учеба — всего понемножку.

Мы с Мариной можем и в 9 часов вечера обсуждать рабочие вопросы, а в четверг сорваться в Адыгею, гулять там вдоль речки и обсуждать рабочие вопросы. Это кайф, это отдых.
— Ты еще берешь уроки пения?
— К сожалению, пока уроки не беру, просто нет хорошего педагога рядом.
— Представь, что ты на нуле. Какие три дела сделаешь первыми, чтобы зарядится и вернуться в тонус?
— Я примитивное существо, поэтому физический и эмоциональный комфорт: сауна, массаж и вкусно поесть.
— Для кого будет твоя тема на конференции «Продуктивная»?
— Моя тема для творческих предпринимателей. Так сложилось, что это именно те люди, с которыми я общаюсь большую часть времени и в рабочем режиме, и не только. Я увидела их стремление разорваться на 1000 маленьких хомячков, попытки сделать всё, сделать всё сразу, стать суперсистемными, полнейшее пренебрежение законами физики (что время ограничено, ресурс ограничен). Но при этом чаще всего это люди очень талантливые. У меня это вызывает смесь нежности и желания потрясти человека, сказать: «Ну чего ты, береги же себя!»

На конференции моя тема звучит так: «Дело длиною в жизнь: как творческому предпринимателю достигать своих целей, не жертвуя здоровьем и отношениями». Это то, во что я верю: предпринимательство — стиль жизни, своё дело надо вписывать в свою жизнь, с одной стороны, но и отделять, с другой стороны.
— Мы тут придумали такую штуку: хотим выведывать у всех наших спикеров профессиональные советы и секреты. Ты неплохо знакома с проектом «Морошка», дай нам, пожалуйста, три экспертных совета о том, как продвигаться, расти и не выгорать. Как считаешь, чего не хватает «Морошке» сейчас и на что обратить внимание?
— Мне кажется, Андрей с Наташей — очень классный тандем. Это творческий предприниматель, который «а-а-а-а-а-а!», и системный человек, который обеспечивает хороший бэкграунд во всех смыслах этого слова. И за инфраструктуру ответит, и дедлайнам не даст наступить внезапно.

Мне кажется, что вы делаете абсолютно идеально то, о чём я сегодня говорила: вы ставите перед собой очень классные, но очень реалистичные цели.

Еще я увидела: если происходят какие-то события, которые меняют планы, двигают графики, вы умеете очень бережно к себе относиться. Вы из тех вдумчивых людей, которые понимают, что лучше профакапить какие-то планы, но сберечь себя для чего-то большего, чем убиться, выполнить планы и потом в лёжку лежать. На конференции это, увы, неизбежно, и про нее я не говорю.

Мне правда нечего вам посоветовать, кроме как оставаться такими же классными, такими же крутыми. И до встречи!

Мы не берем в спикеры теоретиков, мы ищем интересных людей, задаем им самые разные вопросы и таким образом знакомим их с вами.

Прочитать другие интервью:
Вопросы к интервью подготовила
Юлия Третьякова
Копирайтер, редактор, куратор текстовых курсов. Голос телеграм-канала «Писать и никаких гвоздей». Спикер конференции «ДавайПиши»